Каждое пятое дело в нашей компании так или иначе связано с защитой прав потребителей. В связи с нашей специализацией, к нам обращаются потребители, права которых нарушены страховой компанией, автосалоном или автосервисом.
Обращаем Ваше внимание на то, что каждый спор, связанный с нарушением прав потребителей, имеет свои особенности и должен разбираться отдельно каждый конкретный случай.
Споры о защите прав потребителей регламентируются Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» и Гражданским кодексом Российской Федерации.
Для справки!
Основные понятия, используемые в Законе РФ «О защите прав потребителей»:
потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
исполнитель — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;
продавец — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.
Из-за огромного количества нюансов (пробелов и противоречий) в законодательстве, которые дают возможность изворотливым продавцам (исполнителям) уйти от ответственности, описать подробный алгоритм восстановления Ваших прав как потребителя невозможно. Но есть несколько этапов, которые необходимо будет пройти, обратиться к юристу Вы можете на любом из них.
Этапы решения спора о защите прав потребителей:
1. Установление факта нарушения прав потребителей.
Мы советуем обратиться к юристу на этом этапе, во-первых, во многих договорах (купли-продажи, оказания услуг) обусловлен срок для подачи претензий о несоответствии приобретенного товара или оказанных услуг, а юрист сможет оперативно предпринять все необходимые действия и уложиться в поставленный срок. Если Вы сомневаетесь нарушены ли Ваши права, юрист, ознакомившись с Вашим договором и сопутствующими ему документами, даст правовую оценку. Если юристом будет установлено нарушение прав, он незамедлительно приступит к их восстановлению.
Во-вторых, юридическая консультация в нашей компании предоставляется совершенно бесплатно. В этом Вы можете убедиться, позвонив прямо сейчас по номеру 84997556778.
Если по итогам консультации Вы поймете, что Вам необходима помощь опытного юриста, с Вами будет заключен договор, при этом затраты на юридические услуги Вам возместит то лицо (продавец/исполнитель), по вине, которого Вы были вынуждены ими воспользоваться.1
2. Проведение экспертизы.
Примерно 90 % случаев решения споров о защите прав потребителей не обходятся без проведения экспертизы.
Важно!
Если Вы самостоятельно обращаетесь за независимой экспертизой, уделите особое внимание выбору эксперта. Убедитесь, что он обладает соответствующей лицензией и включен в государственный реестр независимых экспертов.
Понять нужно ли конкретно в Вашем случае заключение эксперта очень просто, достаточно понимать необходимо ли обладать специальными знаниями для установления и подтверждения факта нарушения прав потребителей. Наиболее популярными вопросами, возникающими перед экспертами являются:
определение соответствия качества товара (услуги) заявленным в договоре или законе требованиям;
определение стоимости восстановительного ремонта объекта исследования и др.
Как правило, услуги эксперта оказываются на возмездной основе, но и эти затраты Вам будут возвращены.
3. Составление и подача претензии.
Подача претензии — это обязательный этап, закрепленный законодательством. На юридическом языке его называют «досудебное урегулирование спора».
Многие потребители ошибочно считают, что пытаться решить спор напрямую с продавцом (исполнителем) бессмысленно и обращаются в суд. Запомните: это неверно! Суд не примет к рассмотрению такое дело, в связи с несоблюдением требований закона, и исковое заявление Вам вернется.
Претензия имеет не меньшее значение, чем исковое заявление для восстановления прав потребителей. Поэтому, рекомендуем сосредоточить на ней свое внимание и составить ее юридически грамотно. При этом, если Вы действительно, настроены на досудебное урегулирование спора, то кроме самой претензии важно собрать пакет необходимых документов. Или, Вы можете обратиться к юристу и он все сделает за Вас 84997556778.2
После подачи претензии необходимо выждать определенный законодательством или договором срок, дав таким образом время на рассмотрение Ваших требований. В случае, если Вы не смогли прийти к консенсусу со стороной, нарушившей Ваши права, либо Ваши требования остались без внимания и какого-либо ответа на претензию Вы не получили, приступаем к следующему этапу.
4. Составление и подача искового заявления.
В исковом заявлении необходимо максимально конкретно изложить суть проблемы, какие действия Вами предпринимались для досудебного урегулирования спора, приобщить документы, подтверждающие, что именно заявленный Вами ответчик нарушил именно Ваши права.
Если на стадии подготовки к рассмотрению дела суд посчитает, что приобщенных сведений и материалов недостаточно для всестороннего рассмотрения дела по существу, он может вынести определение об устранении недостатков, а может и вернуть Ваше исковое заявление без рассмотрения.
На данном этапе важно не только составление искового заявления и приобщение подтверждающих документов, но и не менее важно определиться в какой именно суд подавать иск. Для этого нужно соблюдать правила подсудности и подведомственности, таким образом, выбор суда будет зависеть от территориального нахождения ответчика, истца, от цены иска. Исключением здесь будут случаи договорной подсудности: если договором обусловлено, в какой суд стороны обязаны обращаться для разрешения споров. Будьте внимательны при заключении договора!
В исковом заявлении нужно обосновать каждое Ваше требование и подтвердить его документально, особенно это касается требований о возмещении ущерба и затрат.
При нарушении прав потребителей, Вы, согласно Закону РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» имеете право требовать возмещение морального вреда, так Закон гласит: «Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.»
Советуем определить сумму, которую Вы хотели бы получить в качестве компенсации морального вреда, наиболее адекватную причиненному ущербу. Однако, не стоит быть уверенным, что Вы получите именно указанную сумму, так как размер морального ущерба окончательно устанавливается судом (согласно ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Самое приятное от судебного восстановления прав потребителей, это штраф в размере 50 %, который взыскивается судом в Вашу пользу.3
3 ч. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»
Также, Вам могут быть интересны наши статьи :
решение спора с автосалоном;
решение спора с автосервисом.